Дульный ускоритель

Дульный ускоритель, или активный усилитель отдачи — устройство, закрепленное на стволе огнестрельного оружия, предназначенное для использования энергии пороховых газов, чтобы увеличить силу отдачи. Дульные ускорители обычно используются для увеличения надежности системы отдачи. Дульный ускоритель выполняет функции, противоположные функциям дульного тормоза, уменьшающего силу отдачи огнестрельного оружия.

Впервые дульные ускорители появились на пулеметах Виккерс в 1912 году. Виккерс, как и пулемет Максим, на основе которого он и был разработан, использует короткий ход отдачи. При выстреле отдача толкает ствол внутрь оружия. Это движение обеспечивает энергию, используемую для извлечения использованной гильзы, и сжимает пружину, смягчающую отдачу, завершая цикл. Дульный ускоритель увеличивает отдачу, передаваемую на ствол, направляя часть пороховых газов так, чтобы они толкали ствол назад.

Анимация действия дульного ускорителя Виккерса, показывающая расширяющиеся пороховые газы, двигающие ствол назад относительно охлаждающего кожуха
Анимация действия дульного ускорителя Виккерса, показывающая расширяющиеся пороховые газы, двигающие ствол назад относительно охлаждающего кожуха

Дульный ускоритель на Виккерсе состоит из двух частей: первая — расширяющаяся «чашка» на дуле; второй является перфорированная труба вокруг дула. Пуля, покидая ствол, проходит через отверстие, подобранное под калибр снаряда, на конце перфорированной трубки. В это время происходит частичная временная блокада пороховых газов, препятствующая их дальнейшему продвижению вперед. Давление внутри ускорителя растет, поскольку пороховые газы должны изменить направление движения для того чтобы покинуть ускоритель. «Чашка» на дуле имеет большую площадь, обеспечивающую давление сжатых пороховых газов на ствол и толкающих его назад.

Дульный ускоритель на пулемете Виккерс
Дульный ускоритель на пулемете Виккерс

Дульный ускоритель не получил широкого применения на практике, поскольку он менее эффективен, нежели система удаления гильзы энергией пороховых газов, отведенных из ствола. Однако он был установлен на MG 42.