Дульный тормоз

Дульный тормоз — устройство-компенсатор, предназначенное для уменьшения отдачи огнестрельного оружия, использующее кинетическую энергию пороховых газов, выходящих из дула вслед за выпущенным снарядом или пулей.

Принцип действия

Любой дульный тормоз изменяет направление и скорость движения части пороховых газов, истекающих со сверхзвуковыми скоростями из канала ствола после вылета снаряда. Это снижает импульс отдачи, что позволяет или уменьшить общую массу оружия, или повысить кучность. Применение дульных тормозов неэффективно в случаях, когда масса порохового заряда намного меньше массы снаряда. Дульный тормоз также предотвращает опасное воздействие пороховых газов на ствол оружия при стрельбе. При выходе пороховых газов наружу из канала ствола в месте расположения его дульного отверстия в этой части ствола возникает сильный перепад газового давления. Кроме того, воздействие резких и очень сильных звуковых колебаний в некоторых случаях, в частности и в крупнокалиберном оружии, может приводить иногда как к быстрому изнашиванию ствола оружия, так и к опасному разрушению канала ствола в месте расположения его дульного отверстия.

По принципу действия делятся на дульные тормоза активного, реактивного и активно-реактивного действия.

В активном ДТ газы давят на перпендикулярные оси ствола — кольцевые перегородки (мембраны), что приводит к появлению силы, направленной противоположно движению откатных частей и тормозящих его. Кроме того, отдача также снижается из-за изменения вектора движения части вылетающих из ствола пороховых газов на перпендикулярное стволу.

Дульный тормоз СВТ
Дульный тормоз СВТ

В ДТ второго типа мембраны отсутствуют, а часть пороховых газов направляется не вбок, а под углом, через наклонённые под некоторым углом боковые отверстия. Откат в этом случае уменьшает противонаправленная ему реактивная сила. Чем меньше этот угол, тем больше эффективность дульного тормоза, но при этом выстрел доставляет всё большие неудобства расчёту и даже может представлять опасность для здоровья.

Дульный тормоз FG 42G
Дульный тормоз FG 42G

Использование дульного тормоза вызывает смещение назад, в сторону казны, так называемой зоны повышенного давления ударной волны от выстрела (дульной волны). Повторяющееся воздействие ударной волны на незащищённые уши может привести к необратимому ухудшению слуха. Дульные тормоза классифицируются по числу камер (бескамерные, одно- и многокамерные), числу рядов боковых отверстий (одно- и многорядные) и их форме (щелевые, сетчатые и оконные).

Применение дульного тормоза может привести к резкому увеличению громкости выстрела.

Эффективность

Дульный тормоз, особенно реактивного типа, при достаточных габаритах потенциально позволяет не только полностью компенсировать силу отдачи, но и даже перенаправить её вперёд. Тем не менее, повышение эффективности ДТ усугубляет проблемы демаскировки и негативного воздействия пороховых газов на расчёт орудия. Кроме того, современное оружие, как правило, является автоматическим или хотя бы полуавтоматическим, а в этом случае часть энергии отдачи часто используется для работы (полу)автоматики, так что полностью компенсировать её и не требуется. Даже в ручном стрелковом оружии, использующем для работы автоматики отвод пороховых газов, возникает проблема избыточных габаритов дульного тормоза и сильной демаскировки стрелка из-за его работы, что также мешает полностью устранить чувствуемую стрелком отдачу на практике.

Стрелковое оружие не может быть чрезмерно массивным, так как это уменьшает мобильность стрелков и уменьшает размер переносимого с оружием боекомплекта, поэтому дульные тормоза особенно эффективны для уменьшения отдачи и «прыжков» стрелкового оружия. Кроме того, применение дульного тормоза позволяет применять в стрелковом оружии патроны, отдача которых была бы без применения дульного тормоза трудно переносимой.

В то же время, пороховые газы, истекающие из дульного тормоза демаскируют позицию стрелка (что особенно опасно для пулемётов и снайперских винтовок), в тёмное время суток ослепляют стрелка, увеличивают воздействие звука выстрела на стрелка, могут быть опасны для военнослужащих, находящихся рядом со стрелком.

Дульный тормоз-компенсатор, устанавливаемый на стрелковом оружии, также позволяет уменьшить подбрасывание ствола при выстреле и улучшить точность автоматического огня и сократить время на прицеливание после одиночного выстрела.