Противотанковое ружьё Lahti L-39
Lahti L-39 — финское противотанковое ружьё, использовавшееся финской армией в ходе Советско-финской войны и позже в ходе Второй мировой войны.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОГО РУЖЬЯ LAHTI L-39 | |
---|---|
Производитель: | Valtion Kivääritehdas (VKT) |
Патрон: | 20×138 мм B |
Калибр: | 20 мм |
Вес без патронов: | 49,5 кг |
Вес с патронами: | 51,4 кг |
Длина: | 2240 мм |
Длина ствола: | 1300 мм |
Количество нарезов в стволе: | н/д |
Ударно-спусковой механизм (УСМ): | н/д |
Принцип действия: | Отвод пороховых газов |
Предохранитель: | Флажковый, с правой стороны спусковой коробки |
Прицел: | Мушка и целик, регулируемый по дальности |
Эффективная дальность: | 400 м |
Прицельная дальность: | 6500 м |
Начальная скорость пули: | 800 м/с |
Бронепробиваемость при угле встречи 90°: | на 300 м — 20 мм, на 100 м — 28 мм |
Вид боепитания: | Отъёмный магазин |
Количество патронов: | 10 |
Годы производства: | 1940–1985 |
История создания и производства
Тяжелое противотанковое ружье Lahti VKT L-39 было создано конструктором Аймо Лахти в конце мая-начале июня 1939 года, по требованию финской армии. Лахти уже имел опыт создания противотанковых средств. До этого он разрабатывал 13-мм тяжелый противотанковый пулемет L35/L39.
На вооружение Финской армии противотанковое ружье Lahti VKT L-39 было принято 6 сентября 1939 года под наименованием 20 pst.kiv L-39 (20 panssarintorjuntakivaaru L-39). Серийно выпускалось на Финском государственном оружейном заводе Valtion Kivaaritehdas (VKT) с 1940 по 1945 год и всего было выпущено 1906 ПТР. Первые образцы создавались под оригинальный 20 мм патрон конструкции самого Лахти 20×138В, но в серии противотанковое ружье Lahti L-39 выпускалось под немецкий 20 мм патрон от зенитных пушек FlaK 30 и FlaK 38 или швейцарские патроны 20×138 мм с пулей массой 147,5 г и стальным сердечником от швейцарского ПТР Solothurn S-18/1000 с латунной гильзой слабобутылочной формы с донным упором, снаряженными бронебойно-зажигательно-трассирующими снарядами.
Конструкция и принцип работы
Lahti L-39 сконструировано на базе автоматической авиационной пушки. Автоматика ружья работает на принципе отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Соответствующая газовая камора закрытого типа установлена под стволом на расстоянии примерно половины длины ствола от его дульного среза. К каморе присоединена направляющая трубка, в которой расположены шток с поршнем и пружиной. Спереди в камору ввинчен газовый регулятор, имеющий четыре фиксированных положения, что нужно для обеспечения стабильной работы оружия в любых климатических условиях и при любой загрязненности механизмов оружия. Запирание канала ствола (сцепление затвора её ствольной коробкой) производится запирающим клином, который перемещается вертикально в результате взаимодействия с наклонной плоскостью рамы. В связи с весьма высокой скорострельностью авиационной пушки, на базе которой было разработано ружье, в его конструкции имеется оригинальная система снижения скорострельности, состоящая из двух спусковых механизмов — заднего и переднего. Задний спусковой механизм служит для удерживания на боевом взводе подвижной системы, а передний — ударника. Соответственно этому перед пистолетной рукояткой, установленной под ствольной коробкой, имеются два спусковых крючка: нижний — для заднего спускового механизма, а верхний — для переднего. Для производства выстрела нужно сначала нажать на нижний спусковой крючок, а затем — на верхний, что не только резко снижает скорострельность, но и надежно предохраняет от случайных выстрелов. Впрочем, ружье имеет и отдельный предохранитель, расположенный с правой стороны спусковой коробки. Во включенном положении он запирает спусковой рычаг переднего спускового механизма.
Качающаяся рукоятка перезаряжания располагалась справа. Флажок предохранителя расположен с левой стороны оружия, у пистолетной рукоятки. Рукоятка взведения затвора двусторонняя. Питание патронами при стрельбе производится из сменного коробчатого магазина, устанавливаемого на ствольную коробку сверху и удерживаемого защелкой. Емкость магазина — 10 патронов.Приемник коробчатого магазина расположен сверху, при снятом магазине он закрывается крышкой. Приклад имеет резиновый затыльник, на левой стороне ствольной коробки расположена щека. Ствол имеет компенсатор с пятью рядами отверстий, в походном положении он закрывается жестяным кожухом для предотвращения попадания в него грязи и снега. Прицел открытый секторный, он вынесен на левую сторону оружия.
Стрельба ведется с опоры, с использованием оригинальной спаренной двуногой сошки, закрепленной в передней части ствольной коробки. Сошка имеет две пары ног - внутренняя, более длинная имеет небольшие шипованные опоры и предназначена для стрельбы с твердого грунта, наружная, более короткая, имеет лыжеобразные опоры большой площади и предназначена для стрельбы с мягкого грунта или снега. Прицельные приспособления регулируемые, с установками по дальности от 100 до 1400 метров.
Боевое применение
Lahti L-39 оказалось эффективным при ведении боевых действий во время Советско‑финской «Зимней» войны 1939–1940 гг. Используя сложные условия рельефа, финны устраивали успешные засады на советские войска. Оно позволяло таким манёвренным группам бороться с лёгкобронированной советской бронетехникой. Несмотря на относительно небольшую начальную скорость бронебойной пули (800 м/с), она на расстоянии 100 м пробивала броню толщиной 30 мм, то есть броню любого советского лёгкого танка того времени (Т-26, БТ-2, БТ-5). L-39 был сравнительно портативным оружием, которому финны нашли хорошее применение помимо стрельбы по бронированным машинам. Фугасный снаряд калибра 20 мм хорошо справлялся с бункерами и грузовиками.
Помимо того, это противотанковое ружьё использовали и как антиснайперское средство. Манекен офицера финской армии располагали так, чтобы советский снайпер его видел. Снайпер производил выстрел, демаскируя свою позицию, по которой и производился выстрел из Lahti L-39.
Во время второй Советско-финской войны Lahti L-39 уже не был эффективен против советских средних танков Т-34 и тяжёлых КВ-1, однако противотанковое ружьё удачно использовали против различных полевых укреплений и амбразур. Позже, некоторое количество ружей приспособили в качестве лёгкого зенитного орудия.
В целом противотанковое ружье Lahti L-39 имело отличные показатели точности и бронебойности для своего времени, однако было слишком тяжелым и громоздким, для его транспортировки нужно два солдата.